• Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений - Увинского района
    Закрыть
    Авторизация
    Логин:
    Пароль:

    Забыли пароль?

    Официальный сайт

    Увинского района

    Версия для слабовидящих

    Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений

    Порядок обжалования муниципальных правовых актов

     Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц регламентирован Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ и АПК РФ). В зависимости от подведомственности споры об обжаловании указанных актов и действий (бездействия) рассматриваются в судах общей юрисдикции и арбитражном суде. Подведомственность определяется в соответствии с главой 3 ГПК РФ и главой 4 АПК РФ.

     

    I. Порядок обжалования нормативных правовых актов

     1) Порядок обжалования нормативных правовых актов в суде общей юрисдикции регламентирован главой 24 ГПК РФ, в частности ст. 251 ГПК РФ.

     Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

    С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

    Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

    Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 ГПК РФ. Заявление об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления «Увинский район» подается в Увинский районный Удмуртской Республики.

    Заявление об оспаривании нормативного правового акта подается в письменной форме. В заявлении должны быть указаны (ст. 131 ГКП РФ):

    1) наименование суда, в который подается заявление;

    2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

    3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

    4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

    5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

    6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

    7) перечень прилагаемых к заявлению документов.

    Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

    Заявление подписывается заявителем или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

    К заявлению об оспаривании нормативного правового акта прилагается:

    1) текст оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт;

    2) копии заявления, в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

    3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (Порядок, сроки, особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, а также основания уменьшения размера государственной пошлины, льготы установлены ст. 333.19, ст. 333.20, ст. 333.35, ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ);

    4) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя;

    5) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

     

    2) Порядок обжалования нормативных правовых актов в суде общей юрисдикции регламентирован главой 23 АПК РФ, в частности ст. 192 ГПК РФ.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

     

    Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим установлены ст. 193 АПК РФ.

    Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

    В заявлении должны быть также указаны:

    1) наименование органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

    2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

    3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

    4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

    5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

    6) перечень прилагаемых документов.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

    2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (порядок, размеры или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины установлены ст.333.18, ст.333.21, ст.333.22, ст. 333.35, ст.333.37, ст. 333.41 НК РФ);

    3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

    4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

    6) текст оспариваемого нормативного правового акта.

    Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

     

    II. Порядок обжалования ненормативных муниципальных правовых актов

     

    1) Решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц обжалуются в порядке главы 25 ГПК РФ, в частности ст. 254 ГПК РФ.

    Законодательством установлен следующий порядок.

    Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу, муниципальному служащему.

    Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 – 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

    Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

     

    Законодательно установлен перечень решений, действий которые могут быть обжалованы (ст. 255 ГПК РФ).

    К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

    нарушены права и свободы гражданина;

    созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

    на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.(ст. 256 ГПК РФ).

     

    2) Ненормативные правовые акты, незаконные решения и действия (бездействия) обжалуются в порядке главы 24 АПК РФ, в частности ст. 198 АПК РФ.

     

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

    Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными установлены ст.199 АПК РФ.

     

    Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

    В заявлении должны быть также указаны:

    1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

    2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

    3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

    4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

    5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

     

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

    2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (порядок, размеры или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины установлены ст.333.18, ст.333.21, ст.333.22, ст. 333.35, ст.333.37, ст. 333.41 НК РФ);

    3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

    4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

    6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

    7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

    8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

    9) текст оспариваемого акта, решения.

     

    По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

     

    Юридический отдел